Поиск по этому блогу

пятница, 13 января 2012 г.

Деньги. Часть 1. Мишленовская звезда.

На эту тему меня натолкнуло мое собственное удивление.

Дело было в один из первых месяцев проживания в этой стране, мы общались с молодой парой собирающейся пожениться в скором времени и затронули тему о местных зарплатах.
И меня буквально с ног сшиб его ответ! 180 евро в месяц!!!! А? сколько? Это при том, что счета за квартиру в районе 170?



Верхний счет - это электричество, затем вода и вывоз мусора. Не поместился счет за телефон в размере 30 евро, включающий в себя интернет-услуги и домашний телефон. Затем, вероятно, существют счета за кабельное телевидение, но я им не пользуюсь, поэтому наверняка сказать не могу. Со слов знакомых это приблизительно 8 евро в месяц.

Дальше больше. Для того, чтобы зарабатывать 300 - 400 евро в месяц, порой нужно работать на двух работах 7! СЕМЬ! дней в неделю! Да, это когда без выходных вообще!
Другую пару, проживающая по соседству, вообще можно отнести к разряду богачей. Он зарабатывает 350, она 450 евро в месяц! И при этом у них не хватает денег на то, чтобы поехать в отпуск. 
Почему меня повергло это в изумление? Ну, во-первых, возможно, я привык, что в наших постсоветских странах можно "выкатить на халяву" (прошу прощения за мой французкий), когда сидя на работе можно, тем не менее, получать зарплату и при этом ничего не делать! Только не надо сразу меня судить. Я был и на месте сидящего и на месте нанимающей стороны, когда я должен был платить не понимая за что!
Такого чтобы не было выходных, праздников, по болезни, я вообще не слышал. А отпуск летом - культ!
Не спорю, есть трудные работы и возможно, читающий эти строки изумляется моему невежеству. Я работал в приблизительно таком жестком графике, уж поверьте, и нисколечки не жалею, поскольку только там приобретается бесценный опыт. Но, слава Господу, сейчас по другому. 
Также возможно, я просто давно с этим не сталкивался, так как круг моих друзей в основном преуспевающие люди или находящиеся на пути туда. 
Суть в том, что у меня до этого момента в моей голове существовала картинка супер преуспевающих европейцев и супер нищих русских (я не делю на русских, украинцев или белорусов, так как в этой стране мы для них все русские братья). И вот эта глыба уверенности разбилась буквально на первом месяце знакомств. 
Что-то поменялось у меня внутри при виде улыбок продавцов в магазине. Ведь теперь, зная, что они там находятся по 7! дней в неделю + на то, чтобы сбегать в туалет нужно отпрашиваться, а отпуск они получают только тогда, когда это выгодно начальству и единственный выходной в году 1 января, при том условии, что в 6 часов вечера нудно быть на работе. Ребята, это поистине культурный шок!! Они умудряются мне улыбаться. Да я бы в жизни не смог представить себе наших работников на таком графике улыбающихся и с уважением относящихся к покупателям! Ок, не буду вдаваться в подробности нашего советского обслуживания, об этом можно писать отдельную статью. Вы и так все знаете. 
Вспомнилась одна история про знакомую, которая вернулась после двухнедельного отпуска из Черногории. "Зашла в наш магазин, хожу всем улыбаюсь и тут наступили на ногу, "извините" не услышала. Затем бросили рыбу, как ободранной кошке на прилавок." Затем еще что-то... я уже не помню. Запомнилось только то, что из магазина она выходила уже приведенная в чувство!

Немного ушел от темы. Я часто читаю форумы о Черногории, где пишут молодые и не молодые люди, о том, что мечтают сюда приехать, устроиться на работу и жить в этой стране. Хочу, чтобы вышеприведенные строки вас хоть немножко отрезвили. Жизнь здесь не такая радужная, как может казаться летом, ведь только летом тут и есть работа у большинства населения. А затем наступает очень долгий период отдыха, и если не иметь постоянную занятость, то очень скоро захочется завыть от голода. 
Даже те, которые имеют здесь недвижимость, запирают свои виллы и дома и уезжают жить в другое место. Будва сейчас напоминает город-призрак, в котором блуждает ветер по тихим улицам, осыпаются апельсины с мандаринами и собирать их некому. Все разъехались. 


Хотя нет. Тут они осыпаются только на частной территории, на улице же постоянно убирают, так что как такового мусора ну улицах не увидишь. 

Хочу привести примерные цены на продукты не в сезон. Так как в сезон отмониторить стоимость тех или иных продуктов очень сложно. Они меняются по нескольку раз в день. Например, смоквы: цена может вырасти буквально в течение часа. Купили смоквы по 4.50 евро за кг, а когда через час хотели купить еще, стоимость уже была 6 евро! При этом вам обязательно выдадут чек! А как же? тут все по честному!

Итак, вот цены на некоторые продукты не в сезон в более северных городах, т.е. Подгорица и близлежащие города. 
Мясо  3-8 евро за кг, в зависимости от предпочтения. Если брать куриное, то оно в районе 3 евро, если брать говядину, то в районе 8 евро, свинина где-то посерединке!

Сервис в магазине меня, как я писал выше, повергает в изумление. Хочется отдельно заметить отдел мяса :) Здесь вам его нарезают, отбивают, перемалывают! Это в обычном магазине! Причем предлагают вам это сами, не нужно просить и умолять, и, как я уже писал, делают это с улыбкой! Одни мои французкие друзья, проживающие здесь же, просят чтобы мясо перемалывали дважды (я имею в виду пропускать через мясорубку). Не знаю, возможно, я не прав, но такого я не встречал. 

Отдельно хочется описать колбасы. Помню после первого раза мы были в легком ступоре! Неужели вот он! вкус детства, когда колбасу действительно делали из мяса! Не из туалетной бумаги и еще каких-то ингредиентов, напоминающих корбит, а из мяса! Она здесь очень вкусная, причем в любых ипостасях  - и докторская, и сервелат, и салями! Рекомендую всем приехавшим попробовать любую на вкус, будете приятно удивлены вкусом. Да, именно им, то что я давно не кушал в нашей потерянной галактике под названием бывший СССР. 

Простите, я нт в коей мере не хочу кого бы то ни было очернять и тем более слышать в свой адрес, что мол уехал, а теперь тут пишет как было плохо. Нет друзья, я просто делюсь своим состоянием, которое не прошло до сегодняшнего дня. 

Перейдем к курице. Она здесь ничтожна мала по сравнению с нашими Голиафами на прилавках, но у нее, опять же, есть вкус! Вкус не травы, а вкус  к у р и ц ы. Рекомендую :)
Сегодня мне посчастливилось купить несколько кг мяса свинины для шашлыка и был приятно разочарован: на нем было обрезано все сало :( Ведь именно оно придает мягкость шашлыку, по крайне мере по тому рецепту, который я использую. Пришлось добавлять НЗ из предыдущего приезда моего папы, который привез его из "ридной неньки".4 кг мяса мне вышло 18 евро. Жалко не сделал фото, хотя возможно оно будет не так аппетитно выглядеть на страницах этого блога. 

Еще один прикольный бонус. В каждом магазине и даже маленком киоске тебе предлагают все нарезать. Да! нарезать сыр, колбасу или пршут (свинные ножки, прокопченные на дыме фруктовых деревьев, хотя когда говоришь с местными насчет дыма фруктовых деревьях, они только смеются и говорят, что это хорошо для рекламы, а на самом деле используется бук, что никак не влияет на вкусовые качества этого самого пршута).
Нарезают без проблем. Нарезают для каждого. Так принято. Я от этого балдею! Хотя несколько раз это сыграло для меня плохую шутку. Купил сыр для спагетти, чтобы потом его натереть и совершенно забыл, что для этого нарезать мне его не нужно. Потом мучался на терке! 

Сыр от 2 евро до ... не знаю. Выше чем по 7 я не покупал. Очень и очень вкусный, настоящий сыр! Надо перестать восторгаться, а то пойдет обратная реакция от моих статей.
Сыр здесь продается в неимоверном количестве, очень много домашнего сыра, который каждый готовит по разному, оттуда и разнообразие вкусов, но в целом они деляться на три категории: молодой, средний, старый! Все очень вкусные, особенно для любителей брынзы. Но это все равно не брынза, просто напоминает таковую. На домашний сыр чуть другие категории цен - от 4 до 6 евро за кг.
Домашние оливки 5-6 евро за кг, причем разница в один евро обеспечит вас гиганскими оливками!



Картошка, любимая всеми славянами, спасибо Петру I, варьируется от 30 до 50 центов за кг. Картошка как картошка, писать вообщем-то не о чем. Жаришь и получается картошка, варишь и все равно картошка. 

Лук 20-35 центов за кг, чеснок дороже - 80 центов. 

Также здесь продают круглогодично ботву под названием шпинат.  Мне он непривычен и готовить его не умеем, поэтому и стоимость не знаю. Просто хотелось сказать, что он тут есть.

Макароны и еже с ними от 0,60 до 1,20 евро за пачку. 

Очень вкусные огурцы в маринаде по 1,20 за 400 г. Но они того стоят.

Хлеб, а за ним и масло. Так вот хлеб довольно таки дорогой - от 30 до 80 центов, но по 80 уже идет домашний хлеб, а все что до 80 обычный воздушный белый хлеб. За очень редким исключением попадаются буханки с отрубями. Черного хлеба не существует в этой стране. Да, это минус, особенно любителям бородинского с тонким куском сала, посыпанного солью, долькой чеснока и стаканом томатного сока, эх... 
Масло очень, как по мне, дорогое. То самое масло, которое сливочное, стоит 3,25 евро за 200 г пачку. Но существует прекрасная замена, которую тут покупают все. Это мазючка под названием "каймак" -  нечто среднее между сливками и сметаной. На мой взгляд это просто домашнее масло. Его стоимость варьируется от  8 до 9 евро за кг. Недешево, знаю!

Фрукты: мандарины, в зависимости от времени года, были на самой нижней планке 35 центов за кг, а сейчас цена выросла до 1,10 евро. Наверное скоро лето :) 
Гранаты, если хочешь покупай по 1 евро за кг, а хочешь срывай с деревьев, это уже бесплатно. Правда они кислые очень, но я привык к кислым. Когда первый раз купил и они оказались сладкими, то было немного непревычно. Пришлось бежать на улицу срывать парочку диких, смешивать, чтобы добиться вкуса более привычного для меня. 



В целом наш рацион я, пожалуй, охватил, разве что позабыл о каких-то мелочах, но это легко поправить, если вы оставите свой комментарий я обязательно отвечу, если не забуду или не передумаю.

Рестораны и подобные им заведения. Очень и очень разные расценки, да и во множестве форумах и туристических сайтах цены указанны более менее правдоподобные. Хочу присоединиться к многочисленным предупреждениям, чтобы не заказывали больше, чем одна порция на человека, так как порции очень большие. На нашу семью из четырех человек мы берем 2 порции и этого хватает всем. Приблизительная посиделка = 15-20 евро на всех. 
Есть одно замечательное место в поселке Бечичи, где готовят гамбургеры. Одного гамбургера много для двух детей. 




ДА! Почти забыл сказать, что практически с уверенностью можно отметить их кулинарные познания в области приготовления тортов! Эти люди награждаются от меня Мишленовской звездой! Один только торт "Шпанський ветар" достоин того, чтобы быть попробованным  как минимум  раз в жизни. Это черная икра в кулинарной индустрии! Надеюсь вам доведется попробовать его в домашнем приготовлении ТАК, как это делают только в Черногории!

Продолжение следует...


1 комментарий:

  1. Спасибочка за то что даешь нам взглянуть немножка в вашу новую жизнь. Всегда интересно услышать "как нашим живется там." Надо сказать что пока не очень убедишь нам переехать, немножко нам не по карману. =)

    А насчет в гости приехать... тоже неизвестно, но впрочем, как бог дасть.

    С блогом молодец, короче, так держать!

    Vilka =o)

    ОтветитьУдалить